Горький Максим (наст. фамилия и имя Пешков Алексей Максимович, (1868, Нижний Новгород - 1936, поселок Горки, под Москвой) - писатель. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Горький Максим, настоящее имя - Пешков Алексей Максимович (1868 - 1936), прозаик, драматург, поэт, публицист. Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В.Каширина, владельца красильного заведения. В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни. В 1884 приезжает в Казань, чтобы осуществить свою мечту - учиться в университете, но очень скоро понимает всю нереальность такого плана. Начинает работать. Позже Горький напишет: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде." В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М.Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начинаются странствия Горького по России, с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.
С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занимается литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 выходят в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм ("Старуха Изергиль", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике"). В 1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приезжает в Петербург, где знакомится с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве - с Л.Толстым, Л.Андреевым, А.Чеховым, И.Буниным, А.Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас. В 1901 - 02 написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа. В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставляет правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке". По возвращении в Россию пишет пьесу "Враги" и роман "Мать" (1906). В этом же году Горький едет в Италию, на Капри, где живет до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы "Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 - 11). Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладков и др. После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа". Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти. В 1921 Горький по настоянию Ленина едет лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: заканчивает трилогию - "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" вышли в 1913 - 16), пишет роман "Дело Артамоновых" (1925). Начинает работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обращается к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933). Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький пишет литературные портреты Л.Толстого, А.Чехова, В.Короленко, очерк "В.И.Ленин". В 1934 усилиями М.Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М.Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Горький Максим (наст. фамилия и имя Пешков Алексей Максимович) (16 марта 1868, Нижний Новгород, - 18 июня 1936, Горки, под Москвой). Отец - столяр-краснодеревщик: мать из мещан. Проучился 2 года. С 1878 началась его жизнь "в людях",. Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бесарабии, Крыму, на Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. Участник Революции 1905-07. Осенью 1905 вступил в РСДРП (в 1917, разойдясь с большевиками в вопросе своевременности соц. революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё). С 1906 жил за границей. Весной 1907 дел. 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (с совещательным голосом). В 1907-09 испытал большое влияние А.А Богданова, В.А. Базарова, А.В. Луначарского (пересмотр философских основ марксизма, пропаганда богостроительства), которых поддерживал в философских спорах с В.И. Лениным. Совместно с Богдановым и его сторонниками принимал деятельное участие в организации на Капри (Италия) парт. школы для рос. рабочих. К 1910-м гг. имя Горького стало одним из самых популярных в России, а затем и в Европе (первый его рассказ напечатан в 1892), его творчество вызвало огромную критическую литературу (за 1900-04 опубликована 91 книга о Горьком; с 1896 по 1904 критическая литература о нём составила более 1860 названий). Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики. В кон. 1913 возвратился в Россию. С первых дней 1-й мир. войны занял антимилитарист., интернационалист. позицию. Февр. рев-цию 1917 Горький встретил восторженно, видя в ней победу демокр. сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в февр- марте "напоминала штаб", где собирались полит, и обществ, деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты. Горький стал инициатором ряда обществ.-культурных начинаний, уделял большое внимание делу охраны памятников культуры, вошёл в состав "Особого совещания по делам иск-ва", был пред. Комиссии по вопросам иск-ва при исполкоме Петрогр. Совета РСД. 12 марта в речи на митинге в Михайловском т-ре сообщил о мерах, принятых по охране памятников иск-ва. Написал ряд статей, возмущаясь массовым вывозом из России худ. ценностей на "амер. миллионы", протестовал против ограбления страны, участвовал в учреждении "Об-ва памяти декабристов", "Об-ва Дома-музея памяти борцов за свободу" (май). При активном участии Горького создаётся "Лига социального воспитания" (4 июня), организуется Дом учёных. Он входит в комиссию по рук-ву Нар. домом в Петрограде, позже был избран пред. орг. к-та "Просветительского об-ва в память 27 февр. 1917 "Культура и свобода"" (март 1918); в него вошли также В.Н. Фигнер, Г.А. Лопатин, В.И. Засулич, Г.В. Плеханов, В.А. Базаров и др. Осн. целью об-ва была координация всех культ-просвет, об-в, клубов, кружков. Чтобы об-во могло выполнить задачу духовного возрождения и нравственного очищения страны, считал Горький, необходимо было прежде всего объединить "интеллектуальные силы старой опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крест. интеллигенции". А для этого надо "встать над политикой" и направить все усилия на "немедленную напряжённую культурную работу", вовлекая в неё рабочую и крест, массу ("Новая Жизнь", 1917, 30 июня). Культуру, считал он, необходимо привить народу, веками воспитанному в рабстве, дать пролетариату, широким массам систематич. знания, ясное понимание своей всемирно-ист. миссии, своих прав и обязанностей, научить демократии. Одним из важнейших научно-просветительских начинаний Горького в эти дни (март) было создание "Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук", в к-рую вошли крупнейшие учёные и общественные деятели (И.П. Павлов, ВА Стеклов, ЛА Чугаев, А.Е. Ферсман, А.А. Марков, С.П. Костычев, Д.К. Заболотный, В.Г. Короленко, Л.Б. Красин, Н.А. Морозов, В.И. Палладии и др.). Горький трижды (апрель - май) выступал в Петрограде и Москве на публичных собраниях ассоциации с речами, утверждал значение науки для свободного развития человека. По убеждению Горького, "без демократии нет будущего", "сильный человек - это разумный человек", а потому необходимо "вооружиться точными знаниями", "привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу" ("Летопись", 1917, N 5-6, с. 223-28). Горький призывал всё рус. об-во "поддержать "Свободную ассоциацию" учёных морально и материально": "Источник наших несчастий - наша малограмотность. Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много работать, учиться любить труд" (там же). Наибольшую активность лит. и обществ, работа Горького получила в основанной им газ. "Новая Жизнь" [выходила в Петрограде с 18 апр. под ред. Горького, при ближайшем участии (по существу - соредакторов) В.А. Базарова, ВА Десницкого, Н.Н. Суханова, А.Н. Тихонова и являлась органом группы социал-демократов "интернационалистов", объединявшей часть меньшевиков - сторонников Ю.О. Мартова и отд. интеллигентов полубольшевист. ориентации]. Газета с первого номера объявила своей программой борьбу против империалистич. войны, объединение всех рев. и демокр. сил для удержания социальных и полит. завоеваний Февр. рев-ции, развитие культуры, просвещения, науки на пути дальнейшего осуществления соц. преобразований в стране во главе с Советами РСД под рук. с.-д. партии. Помимо нового цикла "Рус. сказок", рассказов, очерков, Горький опубликовал в "Новой Жизни" св. 80 статей, 58 из них-в серии "Несвоевременные мысли", самим названием подчёркивая их острую актуальность и полемич. направленность. "Новожизненская" публицистика составила две дополняющие друг друга книги писателя - "Рев-ция и культура. Статьи за 1917 г." (П.. 1918) и "Несвоевременные мысли. Заметки о рев-ции и культуре" (П 1918; переизд. М., 1990) Горький осуждал "бессмысленную бойню, разоблачал стремление Врем. пр-ва довести войну до победного конца. Интернационалистская позиция газеты вызвала резкое неприятие бурж. печати: в статье В.Л. Бурцева "Или мы, или немцы и те, кто с ними" Горький был обвинён в шпионаже, измене родине (см.: "Рус. Воля", 7, 9, 20 июля; "Живое Слово", 9 июля; ответ Горького см.: "Новая Жизнь", 9, 12 июля). С болью и гневом писал Горький и об "отвратительных картинах безумия, охватившего Петроград днём 4-го июля", когда под влиянием большевист. пропаганды возмущение вооруж. рабочих и солдат стало репетицией "социальной рев-ции", "Однако главнейшим возбудителем драмы,- писал он, - я считаю не "ленинцев", не немцев, не провокаторов и тайных контрреволюционеров, а более злого, более сильного врага - тяжкую рос. глупость" (там же, 14 июля). Горький считал, что "самый страшный враг свободы и права - внутри нас", "наша жестокость и весь тот хаос тёмных, анархических чувств, к-рый воспитан в душе нашей бесстыдным гнётом монархии, её циничной жестокостью" (там же, 23 апр.). С победой рев-ции только начинается "процесс интеллектуального обогащения страны" (там же, 18 апр.). Культура, наука, иск-во являются, по мысли Горького, как раз той силой (а интеллигенция - носителем этой силы), к-рая "позволит нам преодолевать мерзости жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, красоте жизни, к свободе" (там же, 20 апр.). Отстаивая социальные завоевания рев-ции, выступая против реакции, консервативных сил, бурж. партий, Врем. пр-ва, газ. "Новая Жизнь" очень скоро вступила в полемику и с большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруж. восстании и проведении соц. рев-ции. Горький убеждён, что Россия не готова к соц. преобразованиям, что восстание будет потоплено в море крови, а дело рев-ции отброшено на десятилетия назад. Он считал, что прежде чем осуществить соц. рев-цию. народ должен "много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства", что сначала он "должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнем культуры" (там же, 14 июля). Для Горького как художника ист. развитие России раскрывалось гл. обр. через быт. психологию рус. народа и прежде всего крест-ва: так, в его кн. "О рус. крест-ве" (Берлин, 1922) трагедия рев-ции изображалась в атмосфере дикой жестокости обеих воюющих сторон в Гражд. войне. Развивая идеи, высказанные ещё в 1915 в ст. "Две души", Горький с тревогой писал о пассивности, рабской покорности обстоятельствам рус. человека, одновременно восхищаясь его способностью в решительный момент к героич. делам. Горький стремился возбудить рев. энергию народа, активность человека в противовес мечтательному фатализму и мещанской обывательщине, а также анархизму деревни. Ещё в Июльские дни Горький увидел устрашающий "выезд социальной рев-ции". За неделю до Октября в ст. "Нельзя молчать!" призывает большевиков отказаться от "выступления", боясь, что "на сей раз события примут ещё более кровавый и погромный характер, нанесут ещё более тяжкий удар рев-ции" ("Новая Жизнь", 1917, 18 окт.). После Окт. переворота оппозиционная "Новая Жизнь" во главе с Горьким стала оппонентом новой власти, выступая с критикой "издержек" рев-ции, её "теневых сторон", форм и методов осуществления социальных преобразований в стране - культивирования клас. ненависти, террорами насилия, "зоологич. анархизма" тёмных масс: одновременно Горький защищает забытые в вихре рев. буден гуманистич. идеалы социализма, идеи демократии, общечеловеческие ценности, права и свободу личности. Он обвиняет вождей большевиков, Ленина и "приспешников его" в "уничтожении свободы печати", "авантюризме", в "догматизме" и "нечаевщине", оправдании "деспотизма власти". Вообразив себя "Наполеонами от социализма", большевики-ленинцы "довершают разрушение России - рус. народ заплатит за это озёрами крови" (там же, 10 нояб.). Из статьи в статью он пишет об Октябрьском перевороте как об "авантюре", к-рая приведёт только "к анархии, к гибели пролетариата и рев-ции" (там же, 7 нояб.). Горький говорит о "жестоком опыте" большевиков-фанатиков и утопистов над рус. народом, "заранее обречённом на неудачу" (там же, 10 дек.), "безжалостном опыте, к-рый уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие рус. рев-ции" (там же, 10 нояб.). Отмечает, что рабочий класс "должен будет заплатить за ошибки и преступления своих вождей - тысячами жизней, потоками крови" (там же, 12 нояб.). По его мнению, Ленин и Троцкий, большевист. нар. комиссары - "вожди" отсталых рабочих масс, "взбунтовавшихся мещан"- "проводят в жизнь нищенские идеи Прудона,-но не Маркса, развивают Пугачёвщину, а не социализм, и всячески пропагандируют всеобщее равнение на моральную и материальную бедность" (там же, 6 декабря). "Развивается воровство - пишет Горький - растут грабежи, бесстыдники упражняются во взяточничестве так же ловко, как делали это чиновники царской власти"; грубость представителей "пр-ва нар. комиссаров" вызывает всеобщее возмущение. И всё это творится от имени "пролетариата" и во имя "социальной рев-ции", и всё это является "торжеством звериного быта. развитием той азиатчины, к-рая гноит нас". "Нет,- констатирует писатель,- в этом взрыве зоологич. инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной рев-ции. Это рус. бунт без социалистов по духу, без участия соц. психологии" (там же, 7 дек.). Горький согласен с "врагами", что "большевизм - нац. несчастие, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши рус. культуры в хаосе возбуждённых им грубых инстинктов" (там же, 1918, 22 марта). Сущность, направленность, общий пафос новожизненской публицистики Горького, как и вся обществ.-лит. деятельность его 1917-18, пронизаны идеей отстаивания и защиты нерасторжимого единства политики и нравственности. Как писателя Горького волнует прежде всего нравственная сторона рев. событий, он всё соизмеряет с обыкновенным человеком, единичной личностью. Разьединение политики и нравственности, по убеждению писателя, скажется самым пагубным образом на жизни народа и страны в настоящем и грозит тяжёлыми и кровавыми последствиями в будущем. Оно способствует внедрению антидемокр. методов в политике, ведёт к оправданию насилия, жестокости и террора, нарушению социальной справедливости. Деятельность Горького тех лет вызвала резкую критику властей. Полемизируя с ним, большевист. партийная и официальная печать писала, что писатель из "буревестника" превратился в "гагару", "к-рой недоступно "счастье битвы"" ("Правда", 1917. 22 нояб.), выступает как "хныкающий обыватель" (там же, 9 дек.), "из-за деревьев не видит леса" рм же, 25 нояб.), что у него пропала совесть" ("Петрогр. Правда". 1918, 5 апр.), что, "оторвавшись от нар. масс", "оплёвывает этот народ" ("Правда", 1918, 17 марта), словом - "изменил рев-ции" и "солидаризуется с реакционерами" (там же, 1918, 7 янв.). Горький остро, болезненно воспринимал эту критику, сравнение его с "врагами рабочего класса" и обвинения в "измене делу пролетариата". Он утверждал и защищал своё "право говорить обидную и горькую правду о народе", о его пассивности, рабской покорности, "тяготении к равенству в ничтожестве", "об издержках" рев-ции: "В чьих бы руках ни была власть, за мною остаётся моё человеческое право отнестись к ней критически" "Новая Жизнь", 1917, 19 нояб.). Вместе с тем для Горького социализм - не утопия: он продолжал верить в его идеи, он писал о "тяжёлых муках родов" нового мира, "новой России", отмечая, что, несмотря на все ошибки, преступления, "рев-ция, всё-таки, доросла до своей победы" (там же, 1918, 11 июня), и выражал уверенность, что рев. вихрь, потрясший "до самых глубин Русь", "излечит нас, оздоровит", возродит "к строительству и творчеству" (там же, 1918, 30 июня). Оговариваясь, что он ни в коем случае не собирается защищать большевиков, Горький отдаёт и должное им: "Лучшие из них - превосходные люди, к-рыми со временем будет гордиться рус. история..."; "...и о большевиках можно сказать нечто доброе- я скажу, что, не зная, к каким результатам приведёт нас, в конце концов, полит, деятельность их, психологически - большевики уже оказали рус. народу услугу, сдвинув всю его массу с мёртвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без к-рого наша страна погибла бы" (там же, 1918,26 мая). Тем не менее нападки на "Новую Жизнь" не прекращались, а во 2-й половине июня 1918 критика Горького и позиции его газеты большевист. печатью приняла особенно острый характер, доходя до прямых обвинений писателя в сговоре с буржуазией. 16 июля 1918 с согласия Ленина газета была закрыта окончательно (до этого издание несколько раз временно прекращалось). После покушения на Ленина (30 авг.) Горький вновь сблизился с ним и с большевиками. Впоследствии Горький, оценивая свои позиции 1917-18, признавал их ошибочными, объясняя это тем, что недооценил организаторскую роль партии большевиков и созидат. силы пролетариата в рев-ции. В этот период (и в последующие годы Гражд. войны) Горький - один из организаторов лит.-обществ. и издат. начинаний (изд-ва "Всемирная лит-ра", "Дома литераторов", "Дома искусств" и др.). Он призывал к единению старой и новой интеллигенции, выступал в её защиту от необоснованных преследований со стороны Сов. власти. В дек. 1918 избран в состав Петрогр. Совета (вновь избран в июне 1920). Писатель работал в основанной по его инициативе в Петрогр. комиссии по улучшению быта учёных (ПетроКУБУ), с янв. 1920 её пред. Выступал против воен. интервенции, призывал передовые силы мира к защите рев-ции, помощи голодающим. В 1918 вышли в свет его книги "В людях", "Русские сказки", "Ералаш и др. рассказы", "Статьи 1905-1916", написан также ряд новых произведений. В окт. 1921 из-за ухудшения здоровья и по настоянию Ленина Горький выехал лечиться за границу; в 1928 впервые посетил родину и с тех пор ежегодно приезжал в Сов. Союз (кроме 1931), пока в 1933 окончательно не поселился в СССР Использованы материалы статьи И.И. Вайнберга в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993 Горький Максим (настоящие имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков) (16.3.1868, Нижний Новгород - 18.6.1936, Горки под Москвой), писатель. Сын столяра-краснодеревщика. Учился 2 года в школе. С 1878 пошел "в люди", жил в трущобах, странствовал по стране (Поволжье, Дон, Украина. Бессарабия, Крым, Кавказ), работал поденщиком. В 1884 безуспешно пытался поступить в Казанский университет. Печатался с 1892. Осенью 1905 вступил в РСДРП. С 1906 в эмиграции. Оказывал партии финансовую поддержку, давая деньги в т.ч. и на покупку оружия, организацию беспорядков и т.д. Один из создателей на Капри школы для русских рабочих. Был чрезвычайно популярен в России - пик его успеха пришелся на 1910-е гг., а его роман "Мать" (1906) стал чуть ли не главнейшим произведением советской классики. В конце 1913 вернулся в Россию. В 1917 выступил против тезиса большевиков о своевременности социалистической революции в России, не прошел перерегистрацию и формально перестал быть членом партии. В 1917 пред. организационного комитета "Просветительского общества в память 27 февраля 1917". Предпринимал попытки организовать воспитание рабочего класса и крестьянства. С 18.4.1917 редактор газеты "Новая жизнь". На протяжении всей второй половины 1917 резко выступал против большевиков, требуя отказаться от революции, т.к. считал, что "на сей раз события примут еще более кровавый и погромный характер". После прихода большевиков к власти газета Горького, опираясь на его мировой авторитет, стала одним из главных критиков новой власти. Горький обвинил В.И. Ленина и "его приспешников" в уничтожении свободы печати, "авантюризме" и "догматизме", оправдании деспотизма власти и т.д. 22.3.1918 напечатал в газете, что "большевизм - национальное несчастие, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши русской культуры в хаосе возбужденных им грубых инстинктов". Большевики в ответ обвинили Горького в "предательстве дела революции", а затем и в "сговоре с буржуазией". 16.7.1918 с согласия Ленина "Новая жизнь" была закрыта. В дек. 1918 избран членом Петроградского совета. В 1918-19 принимал активнейшее участие в создании 1-го рабоче-крестьянского университета. Большого драматического театра, издательства "Всемирная литература". Инициатор начала выпуска "Библиотеки русских классиков". С янв. 1920 пред. Петроградской комиссии по улучшению быта ученых. Большевистская пропаганда все же пыталась использовать Горького - единственного писателя с мировым именем, хоть как-то поддерживавшего их. Поэтому Горькому удавалось добиваться некоторых "поблажек" ученым, улучшения снабжения и т.д. 23.4.1920 на заседании в честь 50-летия Ленина выступил со славословиями в его честь, назвав вождя "величайшим человеком мира". В окт. 1921 выехал лечиться за границу, жил в Германии и Чехословакии, а с апр. 1924 в Сорренто (Италия). В эти годы его популярность в мире резко снизилась, Горького стали забывать. В 1923 написал художественную биографию "Мои университеты" (начатую еще в 1884). Весной 1924 вышла его книга воспоминаний "Владимир Ильич Ленин", которая позже выпускалась в СССР большими тиражами, но каждый год (вплоть до 1931) перерабатывалась и уточнялась. В Сорренто также написал роман "Дело Артамоновых" (1925). С 1928 ежегодно (кроме 1931) приезжал ненадолго в СССР, совершая путешествия по стране и публикуя очерки, целью которых было убедить международную общественность в привлекательности социалистического строя. В 1933 окончательно переселился в Москву. Признал, что его позиция в 1917-18 была ошибочной, что он недооценил "созидательные силы пролетариата в революции". По определению современной ему критики: "Величие творчества Горького определяется тем, что тесно связал свое искусство и всю свою деятельность с идеологией и практикой русского революционного пролетариата". Был инициатором создания Союза советских писателей (авг. 1934), на первом съезде которого было объявлено, что он "развил основные принципы искусства социалистического реализма". В 1930-е гг. написал целую серию пьес об инженерах-вредителях, о гибели буржуазии и торжестве социалистической революции, которые ставились практически всеми театрами страны: "Сомов и другие" (1931), "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933) Восхвалял коллективизацию, лично И.В.Сталина, деятельность органов государственной безопасности. В 1934 в статье "Правда социализма" дал такую характеристику Сталину: "Отлично организованная воля, проницательный ум великого теоретика, смелость талантливого хозяина, интуиция подлинного революционера, который умеет тонко разобраться в сложных качествах людей, воспитывая лучшие из этих качеств, беспощадно бороться против тех, которые мешают первым развиваться до предельной высоты, - поставили его на место Ленина". Предпринял вместе с другими писателями поездку по Беломорканалу, а затем стал одним из трех редакторов сборника, прославлявшего рабский труд. Именно Горький принадлежит широко распространенная фраза: "Если враг не сдается - его уничтожают", ставшая своеобразным оправданием беззаконий, творившихся органами НКВД. В 1935, говоря о строительстве СССР, заявил: "Это совершили люди высочайшего напряжения творческой энергии, ученики, соратники и друзья Ленина. Они все, во главе с Иосифом Сталиным, человеком могучей организаторской силы. дружески воспитывают нового хозяина-социалиста". Его прославление в СССР было огромно, В.М. Молотов, например, заявил: "Влияние художественного слова Горького на судьбы нашей революции непосредственнее и сильнее, чем влияние какого-либо другого нашего писателя". 11.10.1931 Сталин написал на последней странице горьковского стихотворения "Девушка и Смерть": "Эта штука сильнее чем "Фауст" Гете (любовь побеждает смерть)". В 1932 его именем названы крупнейший промышленный центр Нижний Новгород, автомобильный завод (ГАЗ), театры, заводы, пароходы, колхозы, улицы и т.д. Последние 10 лет жизни работал над романом "Жизнь Клима Самгина", но так его и не закончил. После смерти Горького объявлено, что он убит агентами Л.Д. Троцкого и фашистов. Непосредственно в убийстве обвинены Г.Г. Ягода, секретарь Горького - П.П. Крючков и несколько врачей Лечсанупра Кремля. Это обвинение было одним из важнейших на процессе по делу антисоветского "правотроцкистскоге блока". Погребен у Кремлевской стены. В последующие годы его творчество постоянно прославлялось советской пропагандой, а, с крахом СССР популярность Горького сошла практически на нет. Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
ГОРЬКИЙ Максим (Пешков Алексей Максимович) (1868-1936). Писатель, публицист (псевдоним — Иегудиил Хламида), общественный деятель. «Буревестник революции». Инициатор создания и первый председатель правления Союза писателей СССР (1934). Член ЦИК СССР (1929). Основоположник «социалистического реализма». А.М. Горький родился на Волге, в Нижнем Новгороде. Отец — управляющий пароходством Колчина в Астрахани, мать — Варвара Каширина, дочь гласного Думы, владельца трех красильных мастерских и нескольких домов в Нижнем Новгороде. Горький учился всего два года; с 1878 г. началась его жизнь «в людях». Много бродяжничал, перебиваясь случайными заработками. Его не раз арестовывали во время странствий за связи с людьми, находящимися под следствием. Однако уже весной 1901 г. он жертвовал тысячи рублей на подпольную работу и в студенческий фонд. Первый рассказ «Макар Чудра» вышел в Тифлисе (1892). Три тома рассказов и повестей (1899) и пьеса «На дне» (1902) принесли ему европейскую известность, славу и деньги. В 1902 году Горький избран почетным академиком.1) Решение академиков не утвердил император. Осенью 1905 г. вступил в РСДРП. «К ним я „примазался" еще в 1903 г.», — писал Горький (в 1917 г. не прошел перерегистрации и формально выбыл из партии). Участник первой русской революции (партийная кличка «Высокопоставленный»); фактически стал финансовым директором партии. Именно через него в партийную кассу поступали крупные суммы от фабрикантов С. Морозова 2) Н. Шмита 3) и др. Вместе с Н.Е. Бурениным 4) и Л.Б. Красиным Горький организует поставки оружия для революционеров. За воззвание с призывом «к немедленной борьбе с самодержавием» писателя поместили в Петропавловскую крепость, где в одиночке, превращенной в кабинет, он с разрешения начальства пишет пьесу «Дети солнца». С 1906 г. — за границей. Отправился (вместе с гражданской женой и соратницей по революционной борьбе М.Ф. Андреевой) за деньгами для партии в Соединенные Штаты; некоторое время жил в Италии. В конце 1913 г. возвратился в Россию. С первых дней Первой мировой войны занял антимилитаристскую позицию. Февральскую революцию встретил восторженно. Считал, что «без демократии нет будущего». В апреле 1917 — июле 1918 г. __ главный редактор газеты «Новая жизнь», на страницах которой резко полемизировал с Лениным о своевременности и перспективах развития революции (серия статей «Несвоевременные мысли» Горького была запрещена в СССР фактически до конца 80-х годов). Во время гражданской войны спас многих деятелей науки и культуры от голода и арестов, создав комиссию по улучшению быта ученых. В 1921 г. по настоянию Ленина уехал за границу (официально — для лечения). Считают, что Ленина раздражало заступничество Горького за арестованных («зряшная суетня»), и он его просто выпроводил. В 1924-1931 гг. жил в Сорренто, свободно писал, не подвергаясь преследованиям со стороны фашистского правительства Муссолини. Деньги получал от Парвуса.5) В 1928 и 1929 гг. приезжал в СССР. Посетил новостройки, побывал на Волге, на Кавказе, на Украине. В 1931 г. окончательно вернулся в Москву. «Сегодня Горький приехал, — записывал 14 мая в дневник писатель М. Пришвин, — встречают как царя. В "Правде" поместили этот портрет под Сталина — вот до чего!» Горькому предоставили один из лучших домов в Москве (бывший особняк Рябушинского). Охрана с собаками берегла его день и ночь. Горьковский секретарь-сексот П. Крючков 6) докладывал ОГПУ о каждом шаге поселившегося здесь патрона. Кстати, именно в этом доме 26 октября 1932 г. на встрече с членами Оргкомитета ССП Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ». Горький приехал в Москву не случайно. Сталину требовался главный адвокат, способный оправдать любые его деяния перед судом истории. Таким адвокатом должен был стать Горький. Европейски известный писатель, поддерживающий контакты с властителями умов — Г. Уэллсом, Р. Ролланом, Б. Шоу, Р. Тагором... Один такой защитник мог заменить когорту дипломатов, пропагандистов, политиков. Горький восхвалял коллективизацию, прославлял Сталина, одобрял деятельность ОГПУ. Статья Горького «Если враг не сдается, — его истребляют» (1930), написанная в связи с судом над мифической «Промпартией», была использована для идеологического оправдания сталинской репрессивной политики. В 1932 г. Горький с группой писателей совершил поездку на крупнейший объект ОГПУ — строительство Беломорско-Балтийского канала (позже вышла книга «Канал им. Сталина» под редакцией Горького). Участвовал в работе 1-го Съезда Советских писателей (1934). Писатель Л. Никулин пишет об отношениях Горького и Сталина в 1932-1933 гг.: «Это была пора их очень близких, дружественных отношений» (Никулин Л.В. Годы нашей жизни. М., 1966. С. 99). Сталин любил бывать в особняке у «пролетарского писателя». Приезжал с соратниками, слушал сказку «Девушка и смерть» в исполнении автора. Встречался с приглашенными гостями, не раз обсуждал вопросы культуры. Политика партии в области литературы вырабатывалась здесь в не меньшей степени, чем в коридорах власти. В 1932 г. Горький был награжден орденом Ленина. В статье «Пролетарский гуманизм» Горький поставил вождя как гуманиста в один ряд с Марксом и Лениным, утверждая, что идеология пролетариата «реально и мудро осуществляется вождем его Сталиным» (Колодный Л. Поэты и вожди. М., 1996. С. 71-105; Знаменитые россияне. М., 1996). Однако после убийства Кирова и ареста Каменева отношения между Сталиным и Горьким окончательно испортятся (см.: Нике М. К вопросу о смерти Горького//Минувшее. 1988. № 5. С. 337-346). Горький основал и редактировал журналы «Наши достижения», «За рубежом», «Литературная учеба» и др. Явился инициатором издания книжных серий «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др. Полное собрание сочинений Горького составляет 63 тома. Только в СССР его произведения издавались около трех тысяч раз общим тиражом более ста миллионов экземпляров. Писатель скончался в Горках, под Москвой, обстоятельства смерти до сих пор неизвестны (см: Вакс-берг А. Гибель Буревестника. М., 1999). Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены. Горький был женат на Екатерине Павловне Волжиной, в замужестве — Пешковой (1876-1965 гг.; общественная деятельница, сотрудница Международного Красного Креста). Сын — Максим Максимович Пешков (1896-1934). Его внезапную смерть объясняли, как и смерть Горького, отравлением. Приемный сын Горького — Зиновий Михайлович Пешков — генерал французской армии, родной брат Я. Свердлова). «Американский журналист Дон Левин посетил в 1963 г. в Москве 86-летнюю вдову писателя Екатерину Пешкову. Она спокойно сказала американцу, что не сомневается: смерть ее сына Макса была естественной. Гость заметил на это, что, мол, теперь говорят, что и смерть Максима Горького была естественной. Тут старая женщина пришла в волнение и воскликнула: „Это не совсем так, но не просите меня об этом рассказывать! Если я стану говорить об этом, я три ночи не сомкну глаз"» (Конквест Р. Большой террор. Т. 2. Рига, 1991. С. 205). Среди женщин, пользовавшихся особой благосклонностью Горького, была Мария Игнатьевна Будберг (1892-1974) — баронесса, урожденная графиня Закревская, по первому браку Бенкендорф. Лев Никулин пишет о ней в своих воспоминаниях; «Когда нас спрашивают, кому посвящен „Клим Самгин", кто такая Мария Игнатьевна Закревская, мы думаем о том, что портрет ее до его последних дней стоял на столе у Горького» (Москва. 1966. Ns 2). Она была при нем и в последние часы его жизни. Сохранилась фотография, где Будберг рядом со Сталиным идет за гробом Горького. Имеено она, выполняя задание ГПУ, привезла Сталину итальянский архив Горького, в котором содержалось то, что особенно интересовало Сталина, — переписка Горького с Бухариным, Рыковым и другими советскими деятелями, которые, вырвавшись из СССР в командировку, засыпали Горького письмами о злодеяниях «самого мудрого и великого» (о Будберг см.: Берберова Н. Железная женщина. Нью-Йорк, 1982). После смерти Горького почти в каждом населенном пункте СССР одна из улиц получила его имя. В наше время многим из них возвращены первоначальные названия, в том числе и в Москве. Город Горький снова стал Нижним Новгородом. С недавних пор профиль Горького исчез с титульного листа «Литературной газеты», где он с 1937 г. сопрягался с профилем А.С. Пушкина. 1) Звание почетного академика на гражданской службе приравнивалось к чину действительного статского советника, а на военной службе — к званию генерал-майора. 2) С.Т. Морозов (1862-1905) — фабрикант, один из пайщиков и директоров Московского художественного театра. Под влиянием М.Ф. Андреевой жертвовал большие суммы РСДРП. Застрелился. 3) Н.П. Шмит (1883-1907) -— студент Московского университета; капиталист, владелец мебельной фабрики на Пресне. Родственник С.Т. Морозова. Активный участник декабрьского вооруженного восстания в Москве. Жертвовал значительные суммы большевикам. Погиб в тюрьме при неясных обстоятельствах. 4) Н.Е. Буренин (1874-1962) — профессиональный революционер, партийная кличка «Герман». Член Боевой технической группы при ЦК РСДРП. Сопровождал Горького в поездке по США. Автор воспоминаний «Памятные годы» (2 изд., 1967). 5) Литературный агент Горького в Германии с начала века. В 1925 г. поэт В. Ходасевич, прощаясь с Горьким, когда их пути разошлись, пророчески заметил: «Нобелевской премии не дадут, Зиновьева (врага Горького. — Сост.) уберут, платежи Парвуса прекратятся, и он вернется в Россию». 6) П.П. Крючков (1889-1938) — секретарь Горького. Сотрудник ГПУ. Расстрелян вместе со своим шефом Г. Ягодой. Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000 1868, 16 (28) марта - A. M. Горький родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С II лет вынужден был идти "в люди"; работал "мальчиком" при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д. 1884 - попытка поступить в Казанский университет. Знакомство с марксистской литературой, пропагандистская работа. 1888 - арест за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находится под постоянным надзором полиции. 1891, весна - A. M. Горький отправился странствовать по стране и дошел до Кавказа. 1892 - A. M. Горький впервые выступил в печати с рассказом "Макар Чудра". Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в "Волжском вестнике", "Самарской газете", "Нижегородском листке" и др. 1895 - "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе". 1897 - "Бывшие люди", "Супруги Орловы", "Мальва", "Коновалов". 1899 - роман "Фома Гордеев". 1900-01 - роман "Трое", личное знакомство с Чеховым, Толстым. 1901- "Песня о Буревестнике". Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода. 1902 - A. M. Горький обратился к драматургии. Создает пьесы "Мещане", "На дне". 1904-05 - A. M. Горький пишет пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. 1906 - A. M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты о "буржуазной" культуре Франции и США ("Мои интервью", "В Америке"). Пишет пьесу "Враги", создает роман "Мать". Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Здесь он пишет "Исповедь" (1908), где четко обозначились его расхождения с большевиками. 1908 - пьеса "Последние", повесть "Жизнь ненужного человека". 1909- повести "Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина". 1913 - A. M. Горький редактирует большевистские газеты "Звезда" и "Правда" , художественный отдел большевистского журнала "Просвещение", издал первый сборник пролетарских писателей. Пишет "Сказки об Италии ". 1912-16 - A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник "По Руси", автобиографические повести "Детство", "В людях". "Мои университеты" были написаны в 1923 г. 1918-19 - A. M. Горький ведет большую общественную и политическую работу, критикует "методы" большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции. 1919-20 - A. M. Горький в цикле публицистических статей выступает против интервенции, а также против того, как "осуществляется" "Власть Советов ". 1921- A. M. Горький в связи с возобновлением болезни и по настоянию Ленина уехал лечиться за границу. с 1924 - A. M. Горький жил в Италии, в Сорренто. Публикует воспоминания о Ленине. 1925 - A. M. Горький выпускает роман "Дело Артамоновых". 1928 - по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой показывают "достижения", которые нашли свое отражение в цикле очерков "По Советскому Союзу". 1931 - Горький навсегда возвращается в Советский Союз. Здесь же Горький получает "социальный заказ" - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов, он пишет пьесы "Егор Булычев и другие"(1932), "Достигаев и другие"(1933). 1934 - Горький "проводит" 1-й съезд советских писателей, выступает на кем с основным докладом. 192 5-36 - A. M. Горький пишется роман " Жизнь Клима Самгина", который так и не был окончен. 1936, 18 июня - A. M. Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади. Собр. соч., т. 1-30, М., 1949-55. Муратова К.Д., Горький в борьбе за развитие со", лит-ры, М.-П., 1958 (гл. 1) Летопись жизни и творчества Горького, в. 1-4, М., 1958-60; А.М. Горький. 1868-1936. Список библ. указателей и справочных пособий, М., 1968; Лукирская К.П., Морщихина А.С. Лит-ра о М. Горьком. Библиография, 1955-1960, М.-П., 1965; Лукирская К.П., Морщихина А.С., Миллер О.В., Лит-ра о М. Горьком. Библиография, 1966-1970, в. 1-2. П., 1985. Летопись жизни и творчества Горького. М., 1958 - 1960. Вып. 1 - 4; Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ // Собр.соч.М., 1990. Т.2.С.43 - 45. Андрей КУНАРЕВ Пути к истине Христианские мотивы в повести М.Горького "Мать” (Публикация в литературном журнале "МОЛОКО") | |
Просмотров: 1205
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |