Горький Максим (наст. фамилия и имя Пешков Алексей Максимович, (1868, Нижний Новгород - 1936, поселок Горки, под Москвой) - писатель. Родители Горького рано умерли, и детство его прошло в доме деспотичного деда, в жестокой, недоброй среде. Проучившись около двух лет в Нижегородском Кунавинском училище, Горький был вынужден из-за бедности оставить учебу и пойти "в люди": работал "мальчиком" в магазине, прислугой и т.д. Повар на пароходе приохотил его к книгам, любовь к которым заставила юношу по-новому посмотреть на мир и свое место в нем. В 1884 в Казани Горький попал в народнический кружок, много занимался самообразованием. В 1887 в результате тяжелого кризиса, вызванного непосильной работой, нуждой, неразделенной любовью, пытался застрелиться, но выжил. Дважды странствовал по Руси, принимал участие в рев. пропаганде, за что был арестован и находился под негласным надзором полиции. Первый рассказ был напечатан в 1892 под псевдонимом Горький. В 1898 двухтомник "Очерки и рассказы" сделал Горького знаменитым. С громадным успехом шли пьесы Горького. В 1902 он был избран почетным членом Академии наук, но по требованию Николая II выборы были признаны недействительными, после чего А.П. Чехов и В.Г. Короленко в знак протеста покинули академию. Накануне 9 января 1905 Горький находился в числе общественных деятелей, безуспешно пытавшихся предотвратить кровопролитие, после которого за призыв к борьбе с самодержавием полтора месяца сидел в Петропавловской крепости. В окт. 1905 при участии Горького была создана газ. "Новая жизнь", фактическим руководителем которой стал В.И. Ленин. В 1906 Горький выехал в США, где написал ряд воззваний в защиту рус. рев., а потом поселился в Италии, на о. Капри, где прожил 7 лет. Став эмигрантом, Горький примыкал к большевикам и поддерживал связь с В.И.Лениным, А.В. Луначарским, А.А. Богдановым и др. В 1913, по амнистии вернувшись в Россию, Горький занял интернационалистскую позицию по отношению к первой мировой войне. Работал в издательстве "Парус" и журнале "Летопись". Февральскую рев. 1917 Горький встретил восторженно. Много занимался культурно-просветительской деятельностью: выступал за охрану памятников искусства, пропагандировал необходимость обучения народа демократии. Горький считал необходимым дать народу систематические знания, поэтому стал инициатором "Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук", куда вошли ученые и писатели. Горький полагал, что социалистическая рев. преждевременна, и за неделю до Октября через газ. "Новая жизнь" призвал большевиков отказаться от захвата власти. Статьи Горького в "Новой жизни" составили две кн. "Революция и культура" и "Несвоевременные мысли". Деятельность Горького вызвала резкую критику сов. властей. Впоследствии Горький признал свою позицию 1917 - 1918 ошибочной. Во время гражданской войны и позднее Горький был одним из организаторов издательства "Всемирная литература". Защищал интеллигенцию от необоснованных репрессий. Являлся основателем Петроградской комиссии по улучшению быта ученых. Был инициатором создания Союза сов. писателей. Получили известность его автобиографическая трилогия, лит. портреты В.И. Ленина, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко и др., роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина", пьесы. Был одним из самых печатаемых сов. писателей. В 1921 - 1933 жил в Италии, часто приезжал на родину. В 1933 навсегда переехал в Москву. До конца жизни принимал и поддерживал своим авторитетом преступления сталинского времени: посетил Соловецкий монастырь, "не заметив" чудовищных злодеяний; воспел строительство Беломорканала. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Горький Максим, настоящее имя - Пешков Алексей Максимович (1868 - 1936), прозаик, драматург, поэт, публицист. Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В.Каширина, владельца красильного заведения. В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни. В 1884 приезжает в Казань, чтобы осуществить свою мечту - учиться в университете, но очень скоро понимает всю нереальность такого плана. Начинает работать. Позже Горький напишет: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде." В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М.Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начинаются странствия Горького по России, с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа. Прошел через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда - через Крым и Северный Кавказ - в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. В это время написал свой первый рассказ - "Макар Чудра", опубликованный в тифлисской газете, и поэму "Девушка и смерть" (напечатан в 1917). С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занимается литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 выходят в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм ("Старуха Изергиль", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике"). В 1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приезжает в Петербург, где знакомится с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве - с Л.Толстым, Л.Андреевым, А.Чеховым, И.Буниным, А.Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас. В 1901 - 02 написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа. В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставляет правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке". По возвращении в Россию пишет пьесу "Враги" и роман "Мать" (1906). В этом же году Горький едет в Италию, на Капри, где живет до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы "Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 - 11). Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладков и др. После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа". Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти. В 1921 Горький по настоянию Ленина едет лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: заканчивает трилогию - "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" вышли в 1913 - 16), пишет роман "Дело Артамоновых" (1925). Начинает работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обращается к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933). Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький пишет литературные портреты Л.Толстого, А.Чехова, В.Короленко, очерк "В.И.Ленин". В 1934 усилиями М.Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М.Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Горький Максим (наст. фамилия и имя Пешков Алексей Максимович) (16 марта 1868, Нижний Новгород, - 18 июня 1936, Горки, под Москвой). Отец - столяр-краснодеревщик: мать из мещан. Проучился 2 года. С 1878 началась его жизнь "в людях",. Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бесарабии, Крыму, на Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. Участник Революции 1905-07. Осенью 1905 вступил в РСДРП (в 1917, разойдясь с большевиками в вопросе своевременности соц. революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё). С 1906 жил за границей. Весной 1907 дел. 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (с совещательным голосом). В 1907-09 испытал большое влияние А.А Богданова, В.А. Базарова, А.В. Луначарского (пересмотр философских основ марксизма, пропаганда богостроительства), которых поддерживал в философских спорах с В.И. Лениным. Совместно с Богдановым и его сторонниками принимал деятельное участие в организации на Капри (Италия) парт. школы для рос. рабочих. К 1910-м гг. имя Горького стало одним из самых популярных в России, а затем и в Европе (первый его рассказ напечатан в 1892), его творчество вызвало огромную критическую литературу (за 1900-04 опубликована 91 книга о Горьком; с 1896 по 1904 критическая литература о нём составила более 1860 названий). Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики. В кон. 1913 возвратился в Россию. С первых дней 1-й мир. войны занял антимилитарист., интернационалист. позицию. Февр. рев-цию 1917 Горький встретил восторженно, видя в ней победу демокр. сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в февр- марте "напоминала штаб", где собирались полит, и обществ, деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты. Горький стал инициатором ряда обществ.-культурных начинаний, уделял большое внимание делу охраны памятников культуры, вошёл в состав "Особого совещания по делам иск-ва", был пред. Комиссии по вопросам иск-ва при исполкоме Петрогр. Совета РСД. 12 марта в речи на митинге в Михайловском т-ре сообщил о мерах, принятых по охране памятников иск-ва. Написал ряд статей, возмущаясь массовым вывозом из России худ. ценностей на "амер. миллионы", протестовал против ограбления страны, участвовал в учреждении "Об-ва памяти декабристов", "Об-ва Дома-музея памяти борцов за свободу" (май). При активном участии Горького создаётся "Лига социального воспитания" (4 июня), организуется Дом учёных. Он входит в комиссию по рук-ву Нар. домом в Петрограде, позже был избран пред. орг. к-та "Просветительского об-ва в память 27 февр. 1917 "Культура и свобода"" (март 1918); в него вошли также В.Н. Фигнер, Г.А. Лопатин, В.И. Засулич, Г.В. Плеханов, В.А. Базаров и др. Осн. целью об-ва была координация всех культ-просвет, об-в, клубов, кружков. Чтобы об-во могло выполнить задачу духовного возрождения и нравственного очищения страны, считал Горький, необходимо было прежде всего объединить "интеллектуальные силы старой опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крест. интеллигенции". А для этого надо "встать над политикой" и направить все усилия на "немедленную напряжённую культурную работу", вовлекая в неё рабочую и крест, массу ("Новая Жизнь", 1917, 30 июня). Культуру, считал он, необходимо привить народу, веками воспитанному в рабстве, дать пролетариату, широким массам систематич. знания, ясное понимание своей всемирно-ист. миссии, своих прав и обязанностей, научить демократии. Одним из важнейших научно-просветительских начинаний Горького в эти дни (март) было создание "Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук", в к-рую вошли крупнейшие учёные и общественные деятели (И.П. Павлов, ВА Стеклов, ЛА Чугаев, А.Е. Ферсман, А.А. Марков, С.П. Костычев, Д.К. Заболотный, В.Г. Короленко, Л.Б. Красин, Н.А. Морозов, В.И. Палладии и др.). Горький трижды (апрель - май) выступал в Петрограде и Москве на публичных собраниях ассоциации с речами, утверждал значение науки для свободного развития человека. По убеждению Горького, "без демократии нет будущего", "сильный человек - это разумный человек", а потому необходимо "вооружиться точными знаниями", "привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу" ("Летопись", 1917, N 5-6, с. 223-28). Горький призывал всё рус. об-во "поддержать "Свободную ассоциацию" учёных морально и материально": "Источник наших несчастий - наша малограмотность. Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много работать, учиться любить труд" (там же). Наибольшую активность лит. и обществ, работа Горького получила в основанной им газ. "Новая Жизнь" [выходила в Петрограде с 18 апр. под ред. Горького, при ближайшем участии (по существу - соредакторов) В.А. Базарова, ВА Десницкого, Н.Н. Суханова, А.Н. Тихонова и являлась органом группы социал-демократов "интернационалистов", объединявшей часть меньшевиков - сторонников Ю.О. Мартова и отд. интеллигентов полубольшевист. ориентации]. Газета с первого номера объявила своей программой борьбу против империалистич. войны, объединение всех рев. и демокр. сил для удержания социальных и полит. завоеваний Февр. рев-ции, развитие культуры, просвещения, науки на пути дальнейшего осуществления соц. преобразований в стране во главе с Советами РСД под рук. с.-д. партии. Помимо нового цикла "Рус. сказок", рассказов, очерков, Горький опубликовал в "Новой Жизни" св. 80 статей, 58 из них-в серии "Несвоевременные мысли", самим названием подчёркивая их острую актуальность и полемич. направленность. "Новожизненская" публицистика составила две дополняющие друг друга книги писателя - "Рев-ция и культура. Статьи за 1917 г." (П.. 1918) и "Несвоевременные мысли. Заметки о рев-ции и культуре" (П 1918; переизд. М., 1990) Горький осуждал "бессмысленную бойню, разоблачал стремление Врем. пр-ва довести войну до победного конца. Интернационалистская позиция газеты вызвала резкое неприятие бурж. печати: в статье В.Л. Бурцева "Или мы, или немцы и те, кто с ними" Горький был обвинён в шпионаже, измене родине (см.: "Рус. Воля", 7, 9, 20 июля; "Живое Слово", 9 июля; ответ Горького см.: "Новая Жизнь", 9, 12 июля). С болью и гневом писал Горький и об "отвратительных картинах безумия, охватившего Петроград днём 4-го июля", когда под влиянием большевист. пропаганды возмущение вооруж. рабочих и солдат стало репетицией "социальной рев-ции", "Однако главнейшим возбудителем драмы,- писал он, - я считаю не "ленинцев", не немцев, не провокаторов и тайных контрреволюционеров, а более злого, более сильного врага - тяжкую рос. глупость" (там же, 14 июля). Горький считал, что "самый страшный враг свободы и права - внутри нас", "наша жестокость и весь тот хаос тёмных, анархических чувств, к-рый воспитан в душе нашей бесстыдным гнётом монархии, её циничной жестокостью" (там же, 23 апр.). С победой рев-ции только начинается "процесс интеллектуального обогащения страны" (там же, 18 апр.). Культура, наука, иск-во являются, по мысли Горького, как раз той силой (а интеллигенция - носителем этой силы), к-рая "позволит нам преодолевать мерзости жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, красоте жизни, к свободе" (там же, 20 апр.). Отстаивая социальные завоевания рев-ции, выступая против реакции, консервативных сил, бурж. партий, Врем. пр-ва, газ. "Новая Жизнь" очень скоро вступила в полемику и с большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруж. восстании и проведении соц. рев-ции. Горький убеждён, что Россия не готова к соц. преобразованиям, что восстание будет потоплено в море крови, а дело рев-ции отброшено на десятилетия назад. Он считал, что прежде чем осуществить соц. рев-цию. народ должен "много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства", что сначала он "должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнем культуры" (там же, 14 июля). Для Горького как художника ист. развитие России раскрывалось гл. обр. через быт. психологию рус. народа и прежде всего крест-ва: так, в его кн. "О рус. крест-ве" (Берлин, 1922) трагедия рев-ции изображалась в атмосфере дикой жестокости обеих воюющих сторон в Гражд. войне. Развивая идеи, высказанные ещё в 1915 в ст. "Две души", Горький с тревогой писал о пассивности, рабской покорности обстоятельствам рус. человека, одновременно восхищаясь его способностью в решительный момент к героич. делам. Горький стремился возбудить рев. энергию народа, активность человека в противовес мечтательному фатализму и мещанской обывательщине, а также анархизму деревни. Ещё в Июльские дни Горький увидел устрашающий "выезд социальной рев-ции". За неделю до Октября в ст. "Нельзя молчать!" призывает большевиков отказаться от "выступления", боясь, что "на сей раз события примут ещё более кровавый и погромный характер, нанесут ещё более тяжкий удар рев-ции" ("Новая Жизнь", 1917, 18 окт.). После Окт. переворота оппозиционная "Новая Жизнь" во главе с Горьким стала оппонентом новой власти, выступая с критикой "издержек" рев-ции, её "теневых сторон", форм и методов осуществления социальных преобразований в стране - культивирования клас. ненависти, террорами насилия, "зоологич. анархизма" тёмных масс: одновременно Горький защищает забытые в вихре рев. буден гуманистич. идеалы социализма, идеи демократии, общечеловеческие ценности, права и свободу личности. Он обвиняет вождей большевиков, Ленина и "приспешников его" в "уничтожении свободы печати", "авантюризме", в "догматизме" и "нечаевщине", оправдании "деспотизма власти". Вообразив себя "Наполеонами от социализма", большевики-ленинцы "довершают разрушение России - рус. народ заплатит за это озёрами крови" (там же, 10 нояб.). Из статьи в статью он пишет об Октябрьском перевороте как об "авантюре", к-рая приведёт только "к анархии, к гибели пролетариата и рев-ции" (там же, 7 нояб.). Горький говорит о "жестоком опыте" большевиков-фанатиков и утопистов над рус. народом, "заранее обречённом на неудачу" (там же, 10 дек.), "безжалостном опыте, к-рый уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие рус. рев-ции" (там же, 10 нояб.). Отмечает, что рабочий класс "должен будет заплатить за ошибки и преступления своих вождей - тысячами жизней, потоками крови" (там же, 12 нояб.). По его мнению, Ленин и Троцкий, большевист. нар. комиссары - "вожди" отсталых рабочих масс, "взбунтовавшихся мещан"- "проводят в жизнь нищенские идеи Прудона,-но не Маркса, развивают Пугачёвщину, а не социализм, и всячески пропагандируют всеобщее равнение на моральную и материальную бедность" (там же, 6 декабря). "Развивается воровство - пишет Горький - растут грабежи, бесстыдники упражняются во взяточничестве так же ловко, как делали это чиновники царской власти"; грубость представителей "пр-ва нар. комиссаров" вызывает всеобщее возмущение. И всё это творится от имени "пролетариата" и во имя "социальной рев-ции", и всё это является "торжеством звериного быта. развитием той азиатчины, к-рая гноит нас". "Нет,- констатирует писатель,- в этом взрыве зоологич. инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной рев-ции. Это рус. бунт без социалистов по духу, без участия соц. психологии" (там же, 7 дек.). Горький согласен с "врагами", что "большевизм - нац. несчастие, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши рус. культуры в хаосе возбуждённых им грубых инстинктов" (там же, 1918, 22 марта). Сущность, направленность, общий пафос новожизненской публицистики Горького, как и вся обществ.-лит. деятельность его 1917-18, пронизаны идеей отстаивания и защиты нерасторжимого единства политики и нравственности. Как писателя Горького волнует прежде всего нравственная сторона рев. событий, он всё соизмеряет с обыкновенным человеком, единичной личностью. Разьединение политики и нравственности, по убеждению писателя, скажется самым пагубным образом на жизни народа и страны в настоящем и грозит тяжёлыми и кровавыми последствиями в будущем. Оно способствует внедрению антидемокр. методов в политике, ведёт к оправданию насилия, жестокости и террора, нарушению социальной справедливости. Деятельность Горького тех лет вызвала резкую критику властей. Полемизируя с ним, большевист. партийная и официальная печать писала, что писатель из "буревестника" превратился в "гагару", "к-рой недоступно "счастье битвы"" ("Правда", 1917. 22 нояб.), выступает как "хныкающий обыватель" (там же, 9 дек.), "из-за деревьев не видит леса" рм же, 25 нояб.), что у него пропала совесть" ("Петрогр. Правда". 1918, 5 апр.), что, "оторвавшись от нар. масс", "оплёвывает этот народ" ("Правда", 1918, 17 марта), словом - "изменил рев-ции" и "солидаризуется с реакционерами" (там же, 1918, 7 янв.). Горький остро, болезненно воспринимал эту критику, сравнение его с "врагами рабочего класса" и обвинения в "измене делу пролетариата". Он утверждал и защищал своё "право говорить обидную и горькую правду о народе", о его пассивности, рабской покорности, "тяготении к равенству в ничтожестве", "об издержках" рев-ции: "В чьих бы руках ни была власть, за мною остаётся моё человеческое право отнестись к ней критически" "Новая Жизнь", 1917, 19 нояб.). Вместе с тем для Горького социализм - не утопия: он продолжал верить в его идеи, он писал о "тяжёлых муках родов" нового мира, "новой России", отмечая, что, несмотря на все ошибки, преступления, "рев-ция, всё-таки, доросла до своей победы" (там же, 1918, 11 июня), и выражал уверенность, что рев. вихрь, потрясший "до самых глубин Русь", "излечит нас, оздоровит", возродит "к строительству и творчеству" (там же, 1918, 30 июня). Оговариваясь, что он ни в коем случае не собирается защищать большевиков, Горький отдаёт и должное им: "Лучшие из них - превосходные люди, к-рыми со временем будет гордиться рус. история..."; "...и о большевиках можно сказать нечто доброе- я скажу, что, не зная, к каким результатам приведёт нас, в конце концов, полит, деятельность их, психологически - большевики уже оказали рус. народу услугу, сдвинув всю его массу с мёртвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без к-рого наша страна погибла бы" (там же, 1918,26 мая). Тем не менее нападки на "Новую Жизнь" не прекращались, а во 2-й половине июня 1918 критика Горького и позиции его газеты большевист. печатью приняла особенно острый характер, доходя до прямых обвинений писателя в сговоре с буржуазией. 16 июля 1918 с согласия Ленина газета была закрыта окончательно (до этого издание несколько раз временно прекращалось). После покушения на Ленина (30 авг.) Горький вновь сблизился с ним и с большевиками. Впоследствии Горький, оценивая свои позиции 1917-18, признавал их ошибочными, объясняя это тем, что недооценил организаторскую роль партии большевиков и созидат. силы пролетариата в рев-ции. В этот период (и в последующие годы Гражд. войны) Горький - один из организаторов лит.-обществ. и издат. начинаний (изд-ва "Всемирная лит-ра", "Дома литераторов", "Дома искусств" и др.). Он призывал к единению старой и новой интеллигенции, выступал в её защиту от необоснованных преследований со стороны Сов. власти. В дек. 1918 избран в состав Петрогр. Совета (вновь избран в июне 1920). Писатель работал в основанной по его инициативе в Петрогр. комиссии по улучшению быта учёных (ПетроКУБУ), с янв. 1920 её пред. Выступал против воен. интервенции, призывал передовые силы мира к защите рев-ции, помощи голодающим. В 1918 вышли в свет его книги "В людях", "Русские сказки", "Ералаш и др. рассказы", "Статьи 1905-1916", написан также ряд новых произведений. В окт. 1921 из-за ухудшения здоровья и по настоянию Ленина Горький выехал лечиться за границу; в 1928 впервые посетил родину и с тех пор ежегодно приезжал в Сов. Союз (кроме 1931), пока в 1933 окончательно не поселился в СССР Использованы материалы статьи И.И. Вайнберга в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993 Горький Максим (настоящие имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков) (16.3.1868, Нижний Новгород - 18.6.1936, Горки под Москвой), писатель. Сын столяра-краснодеревщика. Учился 2 года в школе. С 1878 пошел "в люди", жил в трущобах, странствовал по стране (Поволжье, Дон, Украина. Бессарабия, Крым, Кавказ), работал поденщиком. В 1884 безуспешно пытался поступить в Казанский университет. Печатался с 1892. Осенью 1905 вступил в РСДРП. С 1906 в эмиграции. Оказывал партии финансовую поддержку, давая деньги в т.ч. и на покупку оружия, организацию беспорядков и т.д. Один из создателей на Капри школы для русских рабочих. Был чрезвычайно популярен в России - пик его успеха пришелся на 1910-е гг., а его роман "Мать" (1906) стал чуть ли не главнейшим произведением советской классики. В конце 1913 вернулся в Россию. В 1917 выступил против тезиса большевиков о своевременности социалистической революции в России, не прошел перерегистрацию и формально перестал быть членом партии. В 1917 пред. организационного комитета "Просветительского общества в память 27 февраля 1917". Предпринимал попытки организовать воспитание рабочего класса и крестьянства. С 18.4.1917 редактор газеты "Новая жизнь". На протяжении всей второй половины 1917 резко выступал против большевиков, требуя отказаться от революции, т.к. считал, что "на сей раз события примут еще более кровавый и погромный характер". После прихода большевиков к власти газета Горького, опираясь на его мировой авторитет, стала одним из главных критиков новой власти. Горький обвинил В.И. Ленина и "его приспешников" в уничтожении свободы печати, "авантюризме" и "догматизме", оправдании деспотизма власти и т.д. 22.3.1918 напечатал в газете, что "большевизм - национальное несчастие, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши русской культуры в хаосе возбужденных им грубых инстинктов". Большевики в ответ обвинили Горького в "предательстве дела революции", а затем и в "сговоре с буржуазией". 16.7.1918 с согласия Ленина "Новая жизнь" была закрыта. В дек. 1918 избран членом Петроградского совета. В 1918-19 принимал активнейшее участие в создании 1-го рабоче-крестьянского университета. Большого драматического театра, издательства "Всемирная литература". Инициатор начала выпуска "Библиотеки русских классиков". С янв. 1920 пред. Петроградской комиссии по улучшению быта ученых. Большевистская пропаганда все же пыталась использовать Горького - единственного писателя с мировым именем, хоть как-то поддерживавшего их. Поэтому Горькому удавалось добиваться некоторых "поблажек" ученым, улучшения снабжения и т.д. 23.4.1920 на заседании в честь 50-летия Ленина выступил со славословиями в его честь, назвав вождя "величайшим человеком мира". В окт. 1921 выехал лечиться за границу, жил в Германии и Чехословакии, а с апр. 1924 в Сорренто (Италия). В эти годы его популярность в мире резко снизилась, Горького стали забывать. В 1923 написал художественную биографию "Мои университеты" (начатую еще в 1884). Весной 1924 вышла его книга воспоминаний "Владимир Ильич Ленин", которая позже выпускалась в СССР большими тиражами, но каждый год (вплоть до 1931) перерабатывалась и уточнялась. В Сорренто также написал роман "Дело Артамоновых" (1925). С 1928 ежегодно (кроме 1931) приезжал ненадолго в СССР, совершая путешествия по стране и публикуя очерки, целью которых было убедить международную общественность в привлекательности социалистического строя. В 1933 окончательно переселился в Москву. Признал, что его позиция в 1917-18 была ошибочной, что он недооценил "созидательные силы пролетариата в революции". По определению современной ему критики: "Величие творчества Горького определяется тем, что тесно связал свое искусство и всю свою деятельность с идеологией и практикой русского революционного пролетариата". Был инициатором создания Союза советских писателей (авг. 1934), на первом съезде которого было объявлено, что он "развил основные принципы искусства социалистического реализма". В 1930-е гг. написал целую серию пьес об инженерах-вредителях, о гибели буржуазии и торжестве социалистической революции, которые ставились практически всеми театрами страны: "Сомов и другие" (1931), "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933) Восхвалял коллективизацию, лично И.В.Сталина, деятельность органов государственной безопасности. В 1934 в статье "Правда социализма" дал такую характеристику Сталину: "Отлично организованная воля, проницательный ум великого теоретика, смелость талантливого хозяина, интуиция подлинного революционера, который умеет тонко разобраться в сложных качествах людей, воспитывая лучшие из этих качеств, беспощадно бороться против тех, которые мешают первым развиваться до предельной высоты, - поставили его на место Ленина". Предпринял вместе с другими писателями поездку по Беломорканалу, а затем стал одним из трех редакторов сборника, прославлявшего рабский труд. Именно Горький принадлежит широко распространенная фраза: "Если враг не сдается - его уничтожают", ставшая своеобразным оправданием беззаконий, творившихся органами НКВД. В 1935, говоря о строительстве СССР, заявил: "Это совершили люди высочайшего напряжения творческой энергии, ученики, соратники и друзья Ленина. Они все, во главе с Иосифом Сталиным, человеком могучей организаторской силы. дружески воспитывают нового хозяина-социалиста". Его прославление в СССР было огромно, В.М. Молотов, например, заявил: "Влияние художественного слова Горького на судьбы нашей революции непосредственнее и сильнее, чем влияние какого-либо другого нашего писателя". 11.10.1931 Сталин написал на последней странице горьковского стихотворения "Девушка и Смерть": "Эта штука сильнее чем "Фауст" Гете (любовь побеждает смерть)". В 1932 его именем названы крупнейший промышленный центр Нижний Новгород, автомобильный завод (ГАЗ), театры, заводы, пароходы, колхозы, улицы и т.д. Последние 10 лет жизни работал над романом "Жизнь Клима Самгина", но так его и не закончил. После смерти Горького объявлено, что он убит агентами Л.Д. Троцкого и фашистов. Непосредственно в убийстве обвинены Г.Г. Ягода, секретарь Горького - П.П. Крючков и несколько врачей Лечсанупра Кремля. Это обвинение было одним из важнейших на процессе по делу антисоветского "правотроцкистскоге блока". Погребен у Кремлевской стены. В последующие годы его творчество постоянно прославлялось советской пропагандой, а, с крахом СССР популярность Горького сошла практически на нет. Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
ГОРЬКИЙ Максим (Пешков Алексей Максимович) (1868-1936). Писатель, публицист (псевдоним — Иегудиил Хламида), общественный деятель. «Буревестник революции». Инициатор создания и первый председатель правления Союза писателей СССР (1934). Член ЦИК СССР (1929). Основоположник «социалистического реализма». А.М. Горький родился на Волге, в Нижнем Новгороде. Отец — управляющий пароходством Колчина в Астрахани, мать — Варвара Каширина, дочь гласного Думы, владельца трех красильных мастерских и нескольких домов в Нижнем Новгороде. Горький учился всего два года; с 1878 г. началась его жизнь «в людях». Много бродяжничал, перебиваясь случайными заработками. Его не раз арестовывали во время странствий за связи с людьми, находящимися под следствием. Однако уже весной 1901 г. он жертвовал тысячи рублей на подпольную работу и в студенческий фонд. Первый рассказ «Макар Чудра» вышел в Тифлисе (1892). Три тома рассказов и повестей (1899) и пьеса «На дне» (1902) принесли ему европейскую известность, славу и деньги. В 1902 году Горький избран почетным академиком.1) Решение академиков не утвердил император. Осенью 1905 г. вступил в РСДРП. «К ним я „примазался" еще в 1903 г.», — писал Горький (в 1917 г. не прошел перерегистрации и формально выбыл из партии). Участник первой русской революции (партийная кличка «Высокопоставленный»); фактически стал финансовым директором партии. Именно через него в партийную кассу поступали крупные суммы от фабрикантов С. Морозова 2) Н. Шмита 3) и др. Вместе с Н.Е. Бурениным 4) и Л.Б. Красиным Горький организует поставки оружия для революционеров. За воззвание с призывом «к немедленной борьбе с самодержавием» писателя поместили в Петропавловскую крепость, где в одиночке, превращенной в кабинет, он с разрешения начальства пишет пьесу «Дети солнца». С 1906 г. — за границей. Отправился (вместе с гражданской женой и соратницей по революционной борьбе М.Ф. Андреевой) за деньгами для партии в Соединенные Штаты; некоторое время жил в Италии. В конце 1913 г. возвратился в Россию. С первых дней Первой мировой войны занял антимилитаристскую позицию. Февральскую революцию встретил восторженно. Считал, что «без демократии нет будущего». В апреле 1917 — июле 1918 г. __ главный редактор газеты «Новая жизнь», на страницах которой резко полемизировал с Лениным о своевременности и перспективах развития революции (серия статей «Несвоевременные мысли» Горького была запрещена в СССР фактически до конца 80-х годов). Во время гражданской войны спас многих деятелей науки и культуры от голода и арестов, создав комиссию по улучшению быта ученых. В 1921 г. по настоянию Ленина уехал за границу (официально — для лечения). Считают, что Ленина раздражало заступничество Горького за арестованных («зряшная суетня»), и он его просто выпроводил. В 1924-1931 гг. жил в Сорренто, свободно писал, не подвергаясь преследованиям со стороны фашистского правительства Муссолини. Деньги получал от Парвуса.5) В 1928 и 1929 гг. приезжал в СССР. Посетил новостройки, побывал на Волге, на Кавказе, на Украине. В 1931 г. окончательно вернулся в Москву. «Сегодня Горький приехал, — записывал 14 мая в дневник писатель М. Пришвин, — встречают как царя. В "Правде" поместили этот портрет под Сталина — вот до чего!» Горькому предоставили один из лучших домов в Москве (бывший особняк Рябушинского). Охрана с собаками берегла его день и ночь. Горьковский секретарь-сексот П. Крючков 6) докладывал ОГПУ о каждом шаге поселившегося здесь патрона. Кстати, именно в этом доме 26 октября 1932 г. на встрече с членами Оргкомитета ССП Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ». Горький приехал в Москву не случайно. Сталину требовался главный адвокат, способный оправдать любые его деяния перед судом истории. Таким адвокатом должен был стать Горький. Европейски известный писатель, поддерживающий контакты с властителями умов — Г. Уэллсом, Р. Ролланом, Б. Шоу, Р. Тагором... Один такой защитник мог заменить когорту дипломатов, пропагандистов, политиков. Горький восхвалял коллективизацию, прославлял Сталина, одобрял деятельность ОГПУ. Статья Горького «Если враг не сдается, — его истребляют» (1930), написанная в связи с судом над мифической «Промпартией», была использована для идеологического оправдания сталинской репрессивной политики. В 1932 г. Горький с группой писателей совершил поездку на крупнейший объект ОГПУ — строительство Беломорско-Балтийского канала (позже вышла книга «Канал им. Сталина» под редакцией Горького). Участвовал в работе 1-го Съезда Советских писателей (1934). Писатель Л. Никулин пишет об отношениях Горького и Сталина в 1932-1933 гг.: «Это была пора их очень близких, дружественных отношений» (Никулин Л.В. Годы нашей жизни. М., 1966. С. 99). Сталин любил бывать в особняке у «пролетарского писателя». Приезжал с соратниками, слушал сказку «Девушка и смерть» в исполнении автора. Встречался с приглашенными гостями, не раз обсуждал вопросы культуры. Политика партии в области литературы вырабатывалась здесь в не меньшей степени, чем в коридорах власти. В 1932 г. Горький был награжден орденом Ленина. В статье «Пролетарский гуманизм» Горький поставил вождя как гуманиста в один ряд с Марксом и Лениным, утверждая, что идеология пролетариата «реально и мудро осуществляется вождем его Сталиным» (Колодный Л. Поэты и вожди. М., 1996. С. 71-105; Знаменитые россияне. М., 1996). Однако после убийства Кирова и ареста Каменева отношения между Сталиным и Горьким окончательно испортятся (см.: Нике М. К вопросу о смерти Горького//Минувшее. 1988. № 5. С. 337-346). Горький основал и редактировал журналы «Наши достижения», «За рубежом», «Литературная учеба» и др. Явился инициатором издания книжных серий «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др. Полное собрание сочинений Горького составляет 63 тома. Только в СССР его произведения издавались около трех тысяч раз общим тиражом более ста миллионов экземпляров. Писатель скончался в Горках, под Москвой, обстоятельства смерти до сих пор неизвестны (см: Вакс-берг А. Гибель Буревестника. М., 1999). Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены. Горький был женат на Екатерине Павловне Волжиной, в замужестве — Пешковой (1876-1965 гг.; общественная деятельница, сотрудница Международного Красного Креста). Сын — Максим Максимович Пешков (1896-1934). Его внезапную смерть объясняли, как и смерть Горького, отравлением. Приемный сын Горького — Зиновий Михайлович Пешков — генерал французской армии, родной брат Я. Свердлова). «Американский журналист Дон Левин посетил в 1963 г. в Москве 86-летнюю вдову писателя Екатерину Пешкову. Она спокойно сказала американцу, что не сомневается: смерть ее сына Макса была естественной. Гость заметил на это, что, мол, теперь говорят, что и смерть Максима Горького была естественной. Тут старая женщина пришла в волнение и воскликнула: „Это не совсем так, но не просите меня об этом рассказывать! Если я стану говорить об этом, я три ночи не сомкну глаз"» (Конквест Р. Большой террор. Т. 2. Рига, 1991. С. 205). Среди женщин, пользовавшихся особой благосклонностью Горького, была Мария Игнатьевна Будберг (1892-1974) — баронесса, урожденная графиня Закревская, по первому браку Бенкендорф. Лев Никулин пишет о ней в своих воспоминаниях; «Когда нас спрашивают, кому посвящен „Клим Самгин", кто такая Мария Игнатьевна Закревская, мы думаем о том, что портрет ее до его последних дней стоял на столе у Горького» (Москва. 1966. Ns 2). Она была при нем и в последние часы его жизни. Сохранилась фотография, где Будберг рядом со Сталиным идет за гробом Горького. Имеено она, выполняя задание ГПУ, привезла Сталину итальянский архив Горького, в котором содержалось то, что особенно интересовало Сталина, — переписка Горького с Бухариным, Рыковым и другими советскими деятелями, которые, вырвавшись из СССР в командировку, засыпали Горького письмами о злодеяниях «самого мудрого и великого» (о Будберг см.: Берберова Н. Железная женщина. Нью-Йорк, 1982). После смерти Горького почти в каждом населенном пункте СССР одна из улиц получила его имя. В наше время многим из них возвращены первоначальные названия, в том числе и в Москве. Город Горький снова стал Нижним Новгородом. С недавних пор профиль Горького исчез с титульного листа «Литературной газеты», где он с 1937 г. сопрягался с профилем А.С. Пушкина. 1) Звание почетного академика на гражданской службе приравнивалось к чину действительного статского советника, а на военной службе — к званию генерал-майора. 2) С.Т. Морозов (1862-1905) — фабрикант, один из пайщиков и директоров Московского художественного театра. Под влиянием М.Ф. Андреевой жертвовал большие суммы РСДРП. Застрелился. 3) Н.П. Шмит (1883-1907) -— студент Московского университета; капиталист, владелец мебельной фабрики на Пресне. Родственник С.Т. Морозова. Активный участник декабрьского вооруженного восстания в Москве. Жертвовал значительные суммы большевикам. Погиб в тюрьме при неясных обстоятельствах. 4) Н.Е. Буренин (1874-1962) — профессиональный революционер, партийная кличка «Герман». Член Боевой технической группы при ЦК РСДРП. Сопровождал Горького в поездке по США. Автор воспоминаний «Памятные годы» (2 изд., 1967). 5) Литературный агент Горького в Германии с начала века. В 1925 г. поэт В. Ходасевич, прощаясь с Горьким, когда их пути разошлись, пророчески заметил: «Нобелевской премии не дадут, Зиновьева (врага Горького. — Сост.) уберут, платежи Парвуса прекратятся, и он вернется в Россию». 6) П.П. Крючков (1889-1938) — секретарь Горького. Сотрудник ГПУ. Расстрелян вместе со своим шефом Г. Ягодой. Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000 1868, 16 (28) марта - A. M. Горький родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С II лет вынужден был идти "в люди"; работал "мальчиком" при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д. 1884 - попытка поступить в Казанский университет. Знакомство с марксистской литературой, пропагандистская работа. 1888 - арест за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находится под постоянным надзором полиции. 1891, весна - A. M. Горький отправился странствовать по стране и дошел до Кавказа. 1892 - A. M. Горький впервые выступил в печати с рассказом "Макар Чудра". Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в "Волжском вестнике", "Самарской газете", "Нижегородском листке" и др. 1895 - "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе". 1897 - "Бывшие люди", "Супруги Орловы", "Мальва", "Коновалов". 1899 - роман "Фома Гордеев". 1900-01 - роман "Трое", личное знакомство с Чеховым, Толстым. 1901- "Песня о Буревестнике". Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода. 1902 - A. M. Горький обратился к драматургии. Создает пьесы "Мещане", "На дне". 1904-05 - A. M. Горький пишет пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. 1906 - A. M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты о "буржуазной" культуре Франции и США ("Мои интервью", "В Америке"). Пишет пьесу "Враги", создает роман "Мать". Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Здесь он пишет "Исповедь" (1908), где четко обозначились его расхождения с большевиками. 1908 - пьеса "Последние", повесть "Жизнь ненужного человека". 1909- повести "Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина". 1913 - A. M. Горький редактирует большевистские газеты "Звезда" и "Правда" , художественный отдел большевистского журнала "Просвещение", издал первый сборник пролетарских писателей. Пишет "Сказки об Италии ". 1912-16 - A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник "По Руси", автобиографические повести "Детство", "В людях". "Мои университеты" были написаны в 1923 г. 1918-19 - A. M. Горький ведет большую общественную и политическую работу, критикует "методы" большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции. 1919-20 - A. M. Горький в цикле публицистических статей выступает против интервенции, а также против того, как "осуществляется" "Власть Советов ". 1921- A. M. Горький в связи с возобновлением болезни и по настоянию Ленина уехал лечиться за границу. с 1924 - A. M. Горький жил в Италии, в Сорренто. Публикует воспоминания о Ленине. 1925 - A. M. Горький выпускает роман "Дело Артамоновых". 1928 - по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой показывают "достижения", которые нашли свое отражение в цикле очерков "По Советскому Союзу". 1931 - Горький навсегда возвращается в Советский Союз. Здесь же Горький получает "социальный заказ" - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов, он пишет пьесы "Егор Булычев и другие"(1932), "Достигаев и другие"(1933). 1934 - Горький "проводит" 1-й съезд советских писателей, выступает на кем с основным докладом. 192 5-36 - A. M. Горький пишется роман " Жизнь Клима Самгина", который так и не был окончен. 1936, 18 июня - A. M. Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади. Собр. соч., т. 1-30, М., 1949-55. Муратова К.Д., Горький в борьбе за развитие со", лит-ры, М.-П., 1958 (гл. 1) Летопись жизни и творчества Горького, в. 1-4, М., 1958-60; А.М. Горький. 1868-1936. Список библ. указателей и справочных пособий, М., 1968; Лукирская К.П., Морщихина А.С. Лит-ра о М. Горьком. Библиография, 1955-1960, М.-П., 1965; Лукирская К.П., Морщихина А.С., Миллер О.В., Лит-ра о М. Горьком. Библиография, 1966-1970, в. 1-2. П., 1985. Летопись жизни и творчества Горького. М., 1958 - 1960. Вып. 1 - 4; Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ // Собр.соч.М., 1990. Т.2.С.43 - 45. Андрей КУНАРЕВ Пути к истине Христианские мотивы в повести М.Горького "Мать” (Публикация в литературном журнале "МОЛОКО") | |
Просмотров: 1195
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |