ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (19.03.1822-22.12.1899), русский прозаик, переводчик, искусствовед. Учась в Петербургском Главном инженерном училище (1836 — 40), подружился с Ф. М. Достоевским. Н. А. Некрасов привлекает его к участию в альманахе "Физиология Петербурга” (очерк "Петербургские шарманщики”). Ободренный успехом, пишет повесть о трагической истории девушки-сироты, жанрово ориентированную на "физиологический очерк”; "Деревня” (1846). Серьезным, единодушно признанным творческим успехом стала повесть Григоровича "Антон Горемыка” (1847), посвященная судьбе от природы одаренного, но задавленного нуждой и произволом космополитизированного барина русского мужика. В последующие годы Григорович обращается к жанру романа, как правило, в традициях "натуральной школы” ("Проселочные дороги”, 1852, о паразитическом существовании помещиков-"небокоптителей”; "Рыбаки”, 1853, о гибели крестьянской общины под натиском "прогресса” и капитализма; "Переселенцы”, 1855, о взаимоотношениях "просвещенных” помещиков с их "крещеной собственностью”). На отмену крепостного права Григорович откликнулся романом "Два генерала” (1864), где отразил "нигилистов”, не увидев в них ничего, кроме дешевой демагогии. Вновь к литературному творчеству Григорович возвращается в сер. 1880-х. Его повесть "Гуттаперчевый мальчик” — "маленький шедевр” (И. С. Тургенев) — и поныне числится в классике детского чтения.
В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф.Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому Григорович покидает училище в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее. В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров, заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н .Некрасовым в альманахе "Физиология Петербурга", пишет очерк "Петербургские шарманщики", отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть "Антон Горемыка", принесшая Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей, писателей и критиков. Далее следуют "Проселочные дороги" (1852), "Рыбаки" (1853), ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени. Следующие произведения Григоровича "Переселенцы" (1855) и "Пахарь" (1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период шла острая борьба между сторонниками "чистого искусства" и революционными демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: "...Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти... " - писал он Некрасову. В 1858 - 59 писатель принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках "Корабль "Ретвизан", в которых нашел место для описания архитектуры и искусства. Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер. С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество. В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью "Гуттаперчевый мальчик", названной критикой "маленьким шедевром". В эти же годы выступает как переводчик (повесть П.Меримо "Этрусская ваза"). В последние годы жизни работает над "Литературными воспоминаниями", рисуя для будущих поколений портреты И.Тургенева, Л.Толстого и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н.с.) в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. | |
Просмотров: 384
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |