Лекция 1 «Основные понятия рекламы» 1.1 Понятия и сущность рекламы 1.2 Взаимоотношение рекламы и общества 1.3 Связь с другими науками 1.1 Слово реклама произошло от латинского «reclamare» что означает «кричать». Как термин, обозначающий рекламную деятельность, оно появилось в конце 18 века. Первое определение рекламы принадлежит Американской маркетинговой коммуникации: «Реклама – любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора». Федеральный закон РФ «О Рекламе» определяет рекламу как «распространяемую в любой форме, с помощью любых средств информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». Существует множество подходов к изучению рекламы, но основными являются следующие: · рекламу можно рассматривать как особую форму коммуникации. В этом случае все процессы, происходящие в рекламе, исследуются в неразрывной связи с процессами, происходящими в экономике, политике и культуре; · рекламу можно рассматривать как науку о формах и методах воздействия на потребителя. При этом подходе основное значение приобретает связь рекламы со смежными науками: психологией, экономикой, социологией и др. · рекламу можно рассматривать как творческий процесс. При таком подходе ключевое место отводится цвету, форме и дизайну рекламной продукции и ее текстовому наполнению.
Как и в любой другой науке в рекламе можно выделить субъектов и объектов. Субъектами рекламы являются: рекламодатели – организации и граждане, инициирующие производство рекламы; рекламопроизводители – создатели рекламы; рекламораспространители – организации и граждане занимающиеся размещением рекламы; рекламополучатель – потребитель рекламной продукции. Объектом рекламы являются товары и услуги. В зависимости от вида услуг различают: финансовые, туристические, медицинские, строительные, автотранспортные, образовательные, телекоммуникационные услуги и услуги в сфере развлечений. Из определения рекламы видно, что основная функция рекламы продавать товар, однако реклама выполняет еще ряд функций: Информирующую. Информирует потребителя о существовании товара или услуги. Конкурирующую. Поддерживает конкуренцию между производителями продукции и косвенно гарантирует качество продукции. Имиджевую. Позиционирует товар или предприятие, как соответствующий определенному стилю жизни, формирует и поддерживает этот стиль. Культурную. Реклама отражает культуру страны, в которой она создается; качественная реклама формирует вкус и эстетическое чувство. 1.2 Вне зависимости от периода развития рекламы в обществе всегда существовали ее сторонники и противники. Существует ряд аспектов влияния рекламы на общество, но наиболее чувствительными факторами к восприятию являются: социальные ценности, стиль жизни общества и экономический уровень благосостояния общества. Реклама постоянно находится на виду, поэтому она формирует потребительский спрос и оказывает влияние на жизнедеятельность человека. Таким образом, она формирует образ жизни человека, поощряет его стремление к материальным выгодам, формирует новые привычки. Проблемы этики рекламы постоянно находят отражение в жизни общества, государство должно контролировать рекламный рынок с целью не допустить манипулирования общества рекламистами. В настоящее время более 50% россиян отрицательно относятся к рекламе. Как правило, это показатель зависит от экономического благосостояния государства и сопоставим с показателями развивающихся стран. В таблице 1.1 приведены плюсы и минусы воздействия рекламы на общество.
1.3 Изучение рекламы лежит на стыке ряда дисциплин. Наиболее тесно реклама связана с журналистикой, маркетингом, социологией и психологией. Изучение психологии потребителя позволяет рекламистам учитывать восприятие потребителей и делать рекламу запоминающейся. Здесь необходимо уделить особое внимание механизмам запоминания информации, особенностям восприятия рекламных элементов и механизмам запоминания. Злоупотребление психологическими техниками, в частности НЛП приводит к зомбированию потребителей. Социология дала рекламе не только социологический портрет потребителя, но технологии проведения различных исследований. От качества проведения исследований зависит эффективность всей рекламной кампании, а иногда и жизнь нового товара или услуги. Маркетинг, наряду с журналистикой, является родоначальником рекламы. Реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью и личные продажами занимают определенное место в комплексе маркетинговых коммуникаций. Однако в маркетинге реклама рассматривается только как элемент продажи товара и не учитывается ее креативная составляющая. Сходства и различия рекламы, журналистики и связей с общественностью представлены в таблице 1.2.
Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение рекламы 2. Какие подходы к изучению рекламы Вы знаете? 3. Кто является субъектом и объектом в рекламе? 4. Какие функции выполняет реклама? 5. Как влияет реклама на общество? 6. Что общего у рекламы, журналистики и связями с общественностью?
Литература: 1. Полукарпов В.Л. Основы рекламы: Учебник. - М.: «Дашков и К», 2003.-236с. 2. Мудров А.Н. Основы рекламы: учебник. – М.: «Экономистъ», 2005.-319с. 3. Головлева Е.Л. Основы рекламы. Москва:Московский гуманитарный институт. Ростов-на-Дону: Из-во «Феникс», 2004. – 320с. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7775
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |