В творчестве Александра Блока тема Родины обретает
особое звучание. Во многом это связано со временем, в которое довелось
жить поэту. Начало века, Первая мировая война, революция — все это стало
настоящим испытанием для России и живших в те годы людей. Блок понимал,
что эти годы — одни из самых страшных в русской истории, и это понимание
нашло отражение в его поэзии. В ранней поэзии Блока тема Родины не звучит как самостоятельная, однако практически все, о чем бы ни писал поэт, тем или иным образом связано с Россией. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» мир, предстающий перед поэтом, — это мир прекрасной мечты. И образ Родины, тоже окутанный этой мечтой, представляется Блоку таким же прекрасным, как любовь. Постепенно такое идеализированное восприятие жизни у Блока исчезает, и в цикле «Страшный мир» мы уже видим другую действительность, более реальную, чем та, что показана в «Стихах о Прекрасной Даме». «Ночь, Улица, Фонарь, Аптека...» — в этом стихотворении подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Страшный мир, показанный в этом цикле, — это тоже Россия. И высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы увидеть и принять свою страну даже в таком неприглядном свете. Одним из первых обращений к теме России как к самостоятельной стало стихотворение «Русь» 1906 г. Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная: Русь опоясана реками Россия здесь — это спящее заколдованное царство,
и лирический герой проникается тайной этого царства. Пускай заманит и обманет, Но, мне кажется, Блок предвидит трагическое будущее
России, и это трагическое предвидение впервые появляется еще в цикле «На
поле Куликовом». Одноименное стихотворение посвящено осмыслению исторической
судьбы России, и судьба эта показана автором как трагическая. Ее символом
становится стремительно мчащаяся степная кобылица, бег которой олицетворяет
движение к гибели страны, которая столь дорога поэту. | |
Просмотров: 724
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |